16.07.2021
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Мы с вами часто слышим крылатую фразу «Дети - наше будущее». Но они не только наше будущее, это наше настоящее, и мы не имеем права ставить их жизнь в режим ожидания, когда на всех уровнях будут приняты адекватные решения и разработаны эффективные меры противодействия распространению наркотиков и других психоактивных веществ. Наши дети живут сегодня в том обществе, которое есть сегодня, другого они не могут выбрать, даже если их не удовлетворяют те условия, в которых протекает их жизнь. Помочь детям справляться с жизненными проблемами, преодолеть желание уйти из мира реальности в мир «кайфа» и «иллюзий» - важная педагогическая задача.
В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Наркоманию называют “комплексным социо-психо-физиологическим расстройством”. Данная проблема не терпит узковедомственного подхода. Она разрешима только при участии заинтересованных ведомств и широкого круга общественных организаций.
По мнению многих специалистов, большое значение в профилактике наркомании имеют учреждения дополнительного образования.
Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития региона. Оно способно влиять на качество жизни, так как приобщает подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью система дополнительного образования способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.
Приоритетным направлением деятельности по предотвращению наркомании является первичная профилактика – предупреждение возникновения факторов риска, выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.).
Уровень первичной профилактики условно предполагает два основных направления работы: организационно-управленческое – разработка и принятие нормативных правовых документов, создание ответственных структур, осуществление процессов планирования и контроля деятельности; и информационно-просветительское – работа с общественным мнением, информационно-разъяснительные компании, проведение различных акций, мероприятий и праздников, развитие волонтерства, образовательные курсы для детей, родителей и специалистов, тренинги.
Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании среди детей и подростков будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, классные руководители, воспитатели, психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Конечно, семья остается главным “щитом”, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Поэтому профилактическая работа становится важнейшим компонентом воспитательного процесса в учреждениях образования.
Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для развития духовно-нравственного воспитания детей, так как ориентирована на самоопределение личности, свободный выбор самих детей, их интересы»
Работу с детьми можно условно разбить на пять блоков.
I блок «Спорт и здоровый образ жизни»
Цель: пропаганда и популяризация здорового образа жизни, повышение самоэффективности подростков, укрепление физического здоровья, развитие альтернативных привычек.
Формы работы: спортивные и конкурсные программы.
II блок «Информационно-обучающий»
Цель: настроить детей на познание самого себя, вызывать у воспитанников интерес к формированию образа "Я"; способствовать успешной адаптации в подростковой и взрослой среде; учить принятию решений и решению проблем; способствовать развитию коммуникативных и межличностных отношений, самосознания и сочувствия, учить сдерживанию эмоций и работе со стрессами.
Формы работы: тренинговые занятия для воспитанников детских объединений и родителей; познавательные мероприятия.
III блок «Наглядная агитация»
Цель: пропаганда здорового образа жизни, развитие творческих способностей, навыков общения, укрепление личностной мотивации к выбору здорового образа жизни.
Формы работы: конкурсы агитационных плакатов, листовок, рисунков, мультимедиа презентаций, изготовление буклетов
IV блок «Творческий»
Цель: формирование творческой культуры детей и подростков, развитие навыков общения, повышение самооценки, воспитание нравственных качеств.
Формы работы: конкурсно – развлекательные программы, праздники, встречи с ветеранами ВОВ.
V блок «Сделай свой выбор»
Цель: способствовать профессиональному самоопределению; осознанию своего предназначения, смысла жизни.
Формы работы: встречи с представителями различных профессий; праздничные программы, посвящённые профессиональным праздникам.
Для педагогического состава в Центре творчества проводятся педсоветы, педпрактикумы, круглые столы, обучающие семинары по здоровому образу жизни и здоровьесберегающим технологиям.
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.